Что такое «Хорошо»?
"Хорошо" - это та самая связь прошлого и будущего в виде соединения, на первый взгляд, не совсем совместимых вещей: коллажи из фотографий, цифровые 3д объекты, узоры и объемные элементы пришитые вручную. Футболки, толстовки, платки и даже верхняя одежда, вдохновленная традиционным ручным трудом.
Это не просто вещи, а целая история!

Мы сохраняем культурное наследие Карелии в современном виде.
В своих коллекциях ищем вдохновение как в существующих, так и уже утраченных промыслах и ремеслах, изучая которые, стараемся найти новые смыслы для того, чтобы продолжать сохранять, то что создавалось веками.




Каргопольские мастерицы владели практически всеми приемами шитья: «досюльным», «набором», гладью, тамбурных швом, а так же перевитью.
На Русском Севере нигде более не встречается такого многоцветья, такой разнообразной цветовой гаммы в счетной вышивке.
Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, стан рубах, подъюбники, передники и т.д.

Искусство вышивания

Тамбур — глухой односторонний шов, выполняется по предварительно нанесенному рисунку. Тамбурному шву в архангельской вышивке отводится особая роль. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.
В этой местности её поэтично называли мышиная тропка.
— одно из самых распространенных и выдающихся явлений декоративно прикладного творчества на Русском Севере.
Отличительной особенностью Каргопольской вышивки является её разнообразие техник и богатством орнаментированных сюжетов.
Со второй половины XIX века на Каргополье, ранее относящейся к Олонецкой губернии, а затем к Ошевенской волости широкое распространение получает вышивка именно тамбуром.
С появлением фабричных тканей стали вышивать на них.
Счетные техники сменились вышивками по свободному контуру — мастерицы стали вышивать более легкими в исполнении тамбуром и стебельчатым швом.
Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, елочка, петля в прикреп, сложный тамбур и т.д.
Шов цепочка является самым простым и наиболее распространенным видом тамбурного шва.
С лицевой стороны он напоминает цепочку из мелких петель, а с изнаночной — он похож на строчку.
Тамбурный шов выполняют справа налево. Каждая следующая вышитая петля выходит из предыдущей.
В конце шва выполняют стежок-закрепку, чтобы шов не распустился. Длина стежков может быть разной и зависит от толщины ниток, характера рисунка. Таким швом вышивался низ сарафана, фартука, домашняя утварь (подзоры), полотенца.

Самыми распространёнными сюжетами в вышивке Каргаполья были изображения растений, всадников или барсов, древа жизни, двуглавой птицы-ладьи, «рожаниц»(лягушки). Одно из самых распространенных сюжетов были птицы-павы, которые окружали вышивку повсюду. Можно вышивать как иглой, так и крючком.
В XIX веке для этой цели были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина «тамбурное шитье». Может быть как самостоятельным видом вышивки, так и выполняющим в других видах вышивки роль контура.
(Громова Дарья Сергеевна, Мастер народных художественных промыслов Архангельской области, Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО АО «Детская школа народных ремесел», г. Архангельск)
Жемчужное шитьё
– яркое явление декоративно-прикладного искусства. Жемчужное шитье, или как его еще называли русское шитье жемчугом - представляет собой прекрасные образцы светской и церковной вышивки, начиная с 11- 13 веков.
В основе жемчужного шитья лежит техника объемной вышивки – сажение по бели (рис. 1), один из самобытных видов рукоделия в русской культурной традиции. Изначально эта техника использовалась в облачения священнослужителей и церковной утвари, впоследствии, примерно в 16 веке, пришла и в народную одежду.
Трудоемкость техники оправдывалось высокой прочностью и долговечностью декора, который сохранялся даже при изнашивании ткани фона.
В таких случаях шитье вырезали и переносили на другую ткань. Именно из-за прочности вышивки до наших времен дошли многочисленные предметы, выполненные с использованием жемчужного шитья.
В основе сажения по бели лежит прием, когда непосредственно на ткань, по предварительно нанесенному рисунку, пришивается бель – скрученный хлопковый или льняной шнур, а по нему «сажается» (пришивается) жемчуг.
Это обеспечивало поднятие жемчуга над фоном ткани и выразительную рельефность вышивки.
рис. 1 саженье по бели
рис. 2 схема плетения поднизи
Во второй половине 17 века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета.
Сложность композиций, доведенные до совершенства приемы и техники, доступность материала. Северные реки были так богаты жемчугом, что крестьяне, занимавшиеся его добычей, значительную часть оставляли для личного использования. Особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кокошниках, девичьих повязках, корунах, венцах.
Интересным декоративным решением использования жемчуга в женских головных уборах были сетки-поднизи, различных конструктивных решений. Так в каргопольских кокошниках поднизь плелась в несколько слоев, образуя объемную чёлку.
Шитые жемчугом головные уборы имели большую ценность, передавались по наследству.

Начиная с 90-х годов прошлого века, т.е. последние 30 лет, наблюдается постоянно возрастающий интерес к жемчужному шитью. На данный момент в нашей стране существует более десятка достаточно крупных мастерских и центров, занимающихся изучением и воссозданием точных образцов народных головных уборов шитых жемчугом, а также авторских произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных с использованием техники жемчужного шитья.
(Баранова Жанна Владимировна, Мастер народных художественных промыслов Архангельской области, Преподаватель МБУ ДО «Приморская ДШИ», Приморский район, Архангельская область.)

Made on
Tilda