– яркое явление декоративно-прикладного искусства. Жемчужное шитье, или как его еще называли русское шитье жемчугом - представляет собой прекрасные образцы светской и церковной вышивки, начиная с 11- 13 веков.
В основе жемчужного шитья лежит техника объемной вышивки – сажение по бели (рис. 1), один из самобытных видов рукоделия в русской культурной традиции. Изначально эта техника использовалась в облачения священнослужителей и церковной утвари, впоследствии, примерно в 16 веке, пришла и в народную одежду.
Трудоемкость техники оправдывалось высокой прочностью и долговечностью декора, который сохранялся даже при изнашивании ткани фона.
В таких случаях шитье вырезали и переносили на другую ткань. Именно из-за прочности вышивки до наших времен дошли многочисленные предметы, выполненные с использованием жемчужного шитья.
В основе сажения по бели лежит прием, когда непосредственно на ткань, по предварительно нанесенному рисунку, пришивается бель – скрученный хлопковый или льняной шнур, а по нему «сажается» (пришивается) жемчуг.
Это обеспечивало поднятие жемчуга над фоном ткани и выразительную рельефность вышивки.
рис. 2 схема плетения поднизи
Во второй половине 17 века жемчужное шитье достигло своего подлинного расцвета.
Сложность композиций, доведенные до совершенства приемы и техники, доступность материала. Северные реки были так богаты жемчугом, что крестьяне, занимавшиеся его добычей, значительную часть оставляли для личного использования. Особенно обильно жемчужное шитье было представлено на женских головных уборах — кокошниках, девичьих повязках, корунах, венцах.
Интересным декоративным решением использования жемчуга в женских головных уборах были сетки-поднизи, различных конструктивных решений. Так в каргопольских кокошниках поднизь плелась в несколько слоев, образуя объемную чёлку.
Шитые жемчугом головные уборы имели большую ценность, передавались по наследству.
Начиная с 90-х годов прошлого века, т.е. последние 30 лет, наблюдается постоянно возрастающий интерес к жемчужному шитью. На данный момент в нашей стране существует более десятка достаточно крупных мастерских и центров, занимающихся изучением и воссозданием точных образцов народных головных уборов шитых жемчугом, а также авторских произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных с использованием техники жемчужного шитья.
(Баранова Жанна Владимировна, Мастер народных художественных промыслов Архангельской области, Преподаватель МБУ ДО «Приморская ДШИ», Приморский район, Архангельская область.)